Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Педагоги, ведущие занятия с детьми с ОВЗ, планируют работу в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО обучающихся с ОВЗ, работают по адаптированным рабочим программам, используют специальные образовательные методы, варьируют время в соответствии с успеваемостью и способностями учеников.
Для создания необходимой адаптивной среды, реализации гарантированных прав на получение доступного образования в соответствии с существующим законодательством администрацией школы была проделана следующая работа:
- разработаны адаптированные программа для слабослышащих обучающихся с по варианту 2.2., для обучающихся с ОВЗ с ЗПР (вариант 7.1)
- для данных обучающихся организованы индивидуальные консультации с педагогом-психологом школы, разработаны коррекционные программы.
- заключен договор о сетевом взаимодействии с Ресурсным центром «Ростовской специальной школой-интернатом № 48» г. Ростова на Дону с целью оказания информационной и методической поддержки.
- разработаны методические рекомендации по работе с обучающимися с ОВЗ для педагогов.
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов.
Из методической литературы, используются следующие пособия:
- Диагностика школьнойдезадаптации./ Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. – с. 126
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.:ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003. – 272 с.
- Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с.
Реализация АООП НОО в МБОУ СШ № 2 для слабослышащих и ЗПР предусматривает использование базовых учебников без ограничений здоровья, к которым применяется дидактические материалы, рабочие тетради на бумажных носителях, которыми обучающиеся обеспечены в полном объеме.
МБОУ СШ №2 созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств ( цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП НОО.
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время вход в образовательное учреждение не оборудовано пандусом. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом - психологом. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Формы работы:
- Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.
- Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
- Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
- Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Педагоги школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.
В школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется : обеденный зал на 54 посадочных мест, помещения для хранения пищи. Организация питания в школе организована штатными работниками школьной столовой. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Все дети с ОВЗ и дети-инвалиды обеспечены 2-х разовым горячим питанием. Пищеблок осуществляет деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
График работы столовой:
Понедельник - пятница: 8.00 – 14.00
Воскресенье, суббота: выходной
Одним из приоритетных направлений работы школы является создание условий для охраны и укрепления здоровья учеников.
Система безопасности школы включает:
- круглосуточную охрану (пропускной режим контролируется работниками школы круглосуточно: в дневное время дежурными, в ночное сторожами);
- кнопку тревожной сигнализации ;
- автоматическая охранно-пожарная сигнализация и система речевого оповещения (пожарная безопасность школы представляет собой комплекс материально-технического обеспечения учреждения средствами пожаротушения, в который входит охранно-пожарная сигнализация и система речевого оповещения, школа оснащена углекислотными и порошковыми огнетушителями, укомплектованы пожарные краны, размещенные совместно на каждом этаже, имеются подъездные пути);
- система видеонаблюдения в здании и на территории школы.
Здание МБОУ СШ № 2 г. Гуково оснащена необходимыми табличками с указанием направления к эвакуационным выходам.
Охрана здоровья учащихся включает в себя:
- оказание первой медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания учащихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культуры и спортом;
- прохождение учащимися в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих средств;
- обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в учреждении;
- профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в учреждении;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет расположен на 1 этаже. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медицинский работник МБУЗ ЦГБ.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Школе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, может быть также организовано на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений Школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СШ № 2 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. |
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Информационная база лицея оснащена: выходом в Интернет; электронной почтой; локальной сетью; функционирует официальный сайт. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет (РИС Образование школа и т.д.).
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры.
При Школе нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогический состав учебного заведения делает всё, для того чтобы «особые» дети ощущали себя в безопасности, чувствовали свою востребованность и успешно адаптировались к новым условиям обучения среди сверстников.
Дистанционные конкурсы для детей с ОВЗ | |
Практики инклюзивного и специального образования | Успешные практики инклюзивного образования в РФ |
Результаты реализации ГП РО «Доступная среда» | Доступная среда в МБОУ СШ №2 |
Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (РРО ВОГ, РРРО ВОС, РРО ВОРДИ и др.), родителей детей-инвалидов и др.; |
Готовы к сотрудничеству и взаимодействию! |
Сотрудничество с некоммерческими социально-ориентированными организациями (СОНКО) в вопросах образования, психолого-педагогического сопровождения, социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
1.Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра г. Ростов-на-Дону. 2.Внештатная ПМПК г. Гуково 4. ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12 |