Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
-
изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
-
беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
-
безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
-
чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
-
недостаток сна или повышенная сонливость;
-
нарушение аппетита;
-
признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
-
усиление чувства тревоги, печальное настроение;
-
признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
-
неряшливый внешний вид;
-
усиление жалоб на физическое недомогание;
-
склонность к быстрой перемене настроения;
-
отдаление от семьи и друзей;
-
излишний риск в поступках;
-
выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
-
открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
-
внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
-
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
-
не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
-
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
-
постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
-
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
-
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
-
оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
-
оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
-
внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
-
не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Рекомендации родителям:
Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Родителям можно рекомендовать:
-
ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
-
анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
-
учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
-
воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
-
не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
-
не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
Оптимизация межличностных отношений в школе
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.
Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
-
вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;
-
внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
-
осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.
Информация о возможностях получения психологической помощи для несовершеннолетних
№ п/п |
Номер телефона |
Наименование телефона доверия |
Форма оказания услуг(анонимно/не анонимно) |
Вопросы, по которым может быть оказана помощь |
1 |
8 800 2000 122 |
Единый общероссийский телефон доверия |
анонимно |
Экстренная психологическая помощь детям, родителям. Взаимоотношения детей и родителей, отношения детей со сверстниками, конфликтные ситуации |
2 |
8 800 100 02 27 |
«Ребенок в опасности» |
анонимно/не анонимно |
Разрешение трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы |
3 |
8 800 7000 600
|
Всероссийский бесплатный телефон доверия |
анонимно |
Для женщин, подвергшихся домашнему насилию |
4 |
8 800 2500 015 |
Линия помощи «Дети России Онлайн» |
анонимно |
профилактика семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей и укрепление семьи |
5 |
8 863 223-41-41 |
Ростовский филиал ГБУ РО «ПНД» суицидологическая служба «Телефон доверия» |
анонимно |
Профилактическая и консультативная помощь с целью предотвращения суицидальных и иных опасных действий |
6 |
8 (86342) 3-89-17 |
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» Азовского района |
анонимно |
Вопросы, касающиеся несовершеннолетних |
7 |
8 (863) 264-17-92, 251-14-10 |
ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» |
анонимно/не анонимно |
психолого-педагогическая, медико-социальная помощь |
9 |
8 (863) 264-34-44, 253-35-77
|
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи |
анонимно |
Психолого-педагогическая помощь детям в кризисной ситуации, несовершеннолетним, склонным к потреблению алкоголя, наркотиков, токсических и одурманивающих веществ |
10 |
8 (863) 237-48-48 |
Молодежный телефон доверия |
анонимно |
- вопросы отношений с противоположным полом, вопросы сексуального характера, самоопределения и т.д. - повышение воспитательного потенциала родителей, - психологическая работа по вопросам улучшения взаимодействия родителей и детей |
11 |
8 (863) 249-24-77 |
Телефон доверия ГУ МВД России по Ростовской области |
анонимно |
Сообщение о противоправных действиях сотрудников органов внутренних дел |
12 |
8 (863) 204-34-69 |
Телефон доверия Управление по борьбе с наркотиками ГУ МВД РФ по Ростовской области |
анонимно |
Предупреждение распространения наркотических средств |
13 |
8 800 100 02 27 8(863) 227-01-85 |
Телефон доверия следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области |
анонимно/не анонимно |
информирование людей о способах и средствах преодоления жизненных трудностей. |
Ответственный за организацию и оказание в г.Гуково психологической помощи обучающимся группы суицидального риска – Макарова Виктория Анатолиевна - 8-905-457-90-44
Педагог-психолог МБОУ СШ № 2 - Макарова Виктория Анатолиевна - 8-905-457-90-44
Уполномоченный по правам ребёнка МБОУ СШ № 2 - Щепетнова Елена Анатолиевна - 8-903-433-69-75
Информация о том, куда можно обратится за психологической помощью
Контакты педагога-психолога МБОУ СШ № 2 – Макарова Виктория Анатолиевна, тел. – 8-905-457-90-44.
Контакты специалиста, ответственного за организацию и оказание в территории психологической помощи обучающимся группы суицидального риска МБОУ СШ № 2: Макарова Виктория Анатолиевна, тел. 8905-457-90-44
Контакты ближайших ППМС центров: г. Новошахтинск – Центр Успех, тел. 8-(86369)-3-22-55, 3-23-28
г. Красный Сулин – МБУ ЦПП – тел. 8-951-495-97-39
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ГБУ РО ЦППМ и СП). Запись по тел. 8-(86369)-251-14-10 в будние дни с 9.00 до 17.30.
Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122 (звонок из любой территории бесплатный, абонент попадает в службу своего региона, круглосуточно, анонимно).