Программа развития школы ориентирована на педагогику успеха. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Цель профориентационной работы на 2021-2022 учебный год – создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
- формирование профессиональных интересов и развитие склонностей и способностей учащихся через привлечение учащихся к участию в профпробах, экскурсиях;
- информирование учащихся о потребностях в кадрах местных и городских предприятий, о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства;
- выявление профессиональных интересов и склонностей, изучение личностных особенностей и мотивов профессиональной направленности учащихся;
- организация взаимодействия и сотрудничества основного и среднего уровней общеобразовательного учреждения с учреждением профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями города Гуково.
Профориентационная работа в МБОУ СШ №2 строилась в соответствии с планом работы школы, региональной и муниципальной программами развития профориентационной работы с обучающимися на 2021-2022 годы, в тесном сотрудничестве с ГКУ РО ЦЗН г.Гуково, муниципальным Планом мероприятий («Дорожная карта») по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 г.
Организация профориентационной работы в МОУ СШ№2 является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускного класса. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
Связь профориентации с жизнью.
В школе создана программа профориентационной работы с учащимися и родителями.
Профориентационная работа в школе включает три этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий. Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Обучающиеся выбирают внеурочные занятия, где могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного творчества.
На 2 этапе – 5-6-7 классы профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, встречи с интересными людьми. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Обучающиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе –8- 9-10-11 классы профориентационная работа направлена на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: работник МЧС, здравоохранения, образования.
Согласно этому на начало учебного года был представлен план профориентационной работы школы, разработанный в 4 направлениях:
- организационная работа в школе;
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с родителями (законными представителями);
- работа с учащимися.
Организационная работа в школе
С начала 2021-2022 учебного года в школе проводится организационная работа по профориентации: обновляется информация по средним профессиональным учебным заведениям, которая позволяет ознакомиться обучающимся школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий. По итогам 2020-2021 учебного года окончили основную образовательную программу основного общего образования 43 обучающихся, 18 из них остались на обучение в МБОУ СШ №2 в 10 классе, 26 поступили в средние профессиональные образовательные учебные заведения (колледжи, техникумы).
Поступление выпускников 9-х классов 2020-2021 г.
Всего выпускников |
43 |
|
Продолжили обучение в 10 кл. |
17 |
37% |
Продолжили обучение в 10 кл. других школ |
1 |
2,5% |
Продолжили обучение в СПО |
22 |
51% |
Учебные заведения в соседних регионах (если таковых нет, удаляете столбец) |
4 |
9,3% |
Выпускников 11 класса в 2020 – 2021 учебном году нет.
Мероприятия проводились строго по плану и планированию профориентационной работы на 2021-2022 учебный год.
Работа с педагогическими кадрами
Педагоги определили главные направления профориентационной работы, главные мероприятия, а также получили рекомендации по планированию профориентационной работе с обучающимися разных возрастных групп. Анализировалось состояние проведения профориентационной работы в школе. Педагогами было проведено индивидуальное консультирование воспитанников по профессиональному выбору. Определены профессиональные интересы, оказана помощь в профессиональном самоопределении.
Были проведены групповые профориентационные занятия, классные часы с учащимися, преимущественно в форме тренингов. На занятиях проводилось анкетирование, в классах обсуждалась специфика профессий, выявлялся интерес и профессиональный выбор каждого учащегося.
Сформированы представления о направлениях и видах профессиональной деятельности, оказана помощь в личностном самоопределении и самоактуализации.
В 2021 – 2022 учебном году классные руководители 1-11 классов и зам.директора по ВР Макарова В.А. и Петрушова Е.С. приняли активное участие в семинарах, онлайн-конференциях, вебинарах. 07.06.2022 вебинар «Лучшие практики в сфере профориентационной работы»; 29.06.2022 Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации; 25.03.2022 онлайн-конференция-Путь к профессии, рамках проекта «Профориентация: уверенное будущее ребёнка».
На 2022-2023 учебный год внесены изменения в план реализации профориентационной работы в школе по курсовой переподготовке (классные руководители - август-начальная школа, декабрь-среднее звено апрель – старшее звено).
Работа с учащимися
При работе с учащимися были учтены возрастные особенности, индивидуальные особенности развития личности, интересы и склонности в выборе профессии. Поэтому для достижения поставленных целей и задач использовались различные формы работы по профориентации.
Обновление уголков по профориентации в каждом классном кабинете происходит постоянно. Пресс – сектор регулярно пополняет информационный стенд новой и полезной информацией для учащихся («В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии», «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться»). В МБОУ СШ № 2 с помощью оформленных стендов учащиеся узнали больше информации о профессиях, которые востребованы в Ростовской области и ознакомились с материалами для поступления в ВУЗы и колледжи Ростовской области.
Педагогом психологом школы Макаровой В.А., в соответствии с графиком работы проводились мониторинговые исследования, индивидуальные консультирования, тестирования, анкетирования. «Уровень психологической готовности к выбору профессии» в 9-10-11 классах, который показал смещение акцентов в выборе профессии (в рейтинг востребованных попали технические инженерные специальности), в 8а и 8б классах (март) диспут «Выбор профессии – зачем превращать мечту в цель?» с использованием дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. Психологическая диагностика по вопросу выбора будущей профессии, установления профессиональных предпочтений для учащихся 9-10 классов приняли участие в мониторинге по проблеме «Я работаю».
Большая часть учащихся продемонстрировали заинтересованность в знаниях о своих способностях, информации о различных профессиях и перспективах дальнейшего профессионального роста, что показывают их ответы в анкете. Эти данные доказывают высокий уровень мотивации воспитанников школ на участие в занятиях по профориентации.
Определиться с выбором будущей профессии ребятам помогают также специально разработанные разделы школьной программы в составе отдельных предметов и факультативные курсы.
На уроках окружающего мира в начальных классах: «Как путешествует письмо», «Когда появилась одежда». Выполнение карточек на платформе учи.ру. «Создание одежды», «Когда мы станем взрослыми». Сообщения «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать», «Зачем нужны автомобили», «Зачем нужны поезда», «Зачем строят самолёты», «Зачем люди осваивают космос».
На уроках обществознания в 6, 7, 9 классах при изучении темы « Экономика» проведены ролевые профориентационные игры: «Если я работаю летом», «Как защитить мои права», «Неделовой клиент», которые в форме тренинга знакомят обучающихся с миром профессий и базовыми правовыми знаниями, направленными на защиту несовершеннолетнего в области трудоустройства.
В МБОУ СШ № 2 ребята 8-9-11 классов на основании развернутой профдиагностики узнают о предпочтительных и нерекомендуемых сферах деятельности из факультативного курса «Психологические основы профориентации», который проходит 1 раз в неделю.
В рамках уроков «индивидуальный проект» в 10-11 классах организована работа по созданию портфолио обучающихся (учета достижений) в целях дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития. Каждый учащийся 11 класса составил папку своих достижений, несколько учащихся оформили электронное портфолио.
Самые высокооплачиваемые профессии в России в 2021 - 2022 году
- Космонавт. Командировки на Международную космическую станцию оплачиваются очень щедро. Ежемесячный заработок во время испытаний у космонавта составляет более миллиона российских рублей.
- Капитан морского флота и воздушных судов. Оплата труда таких высококвалифицированных специалистов варьируется от 400 до 550 тысяч рублей в месяц. Основываясь на рейтинге, который был составлен Министерством труда, второй пилот на самолете получает почти в два раза меньше.
- Финансовый директор. Данная должность очень ответственна и требует большого профессионализма. В крупных компаниях финансовые директора получают около полумиллиона рублей ежемесячно.
- Технолог золотодобывающей промышленности занимает одно из лидирующих позиций рейтинга. Его заработная плата составляет около трети миллиона российских рублей в месяц. Однако с сожалением констатируем тот факт, что такая высокая зарплата у технологов исключительно данной узкой сферы. У технологов пищевой промышленности, технологов общественного питания и других технологов различных производственных отраслей, заработная плата по стране в разы меньше.
- Тренера олимпийской сборной (а так же тренера российских сборных хоккейных и футбольных команд) получают около 300 тысяч рублей ежемесячно.
- Высококвалифицированные инженеры. Например, в столице начальник строительного участка, в среднем получает около 250 тысяч рублей в месяц, а инженер — электрик до 180 тысяч рублей. Столь высокая оплата труда легко объясняется огромной ответственностью, сложными умениями и умственной нагрузкой специалистов.
- Врачи узкой направленности (стоматологи, гинекологи-эндокринологи, акушеры-гинекологи, сосудистые хирурги, специалисты в области экстракорпорального оплодотворения). Высококвалифицированные специалисты в частных клиниках могут заработать до 250 тысяч рублей.
- Аналитики в области информатики и вычислительной техники (представители IT-сферы). Данные специалисты ежемесячно зарабатывают до 200 тысяч рублей.
- Нефтяники. Профессионалы в области добычи нефти подвергаются не только умственному, но и тяжелому физическому труду. Такие недостатки в работе, как высочайшая ответственность, небезопасные условия труда и порой длительный отрыв от семьи, компенсируются высокой заработной платой, которая ежемесячно достигает 150-170 тысяч рублей;
- Специалисты в сфере недвижимости. Другими словами, риэлторы. Заработная плата у данных специалистов, как правило, зависит от количества и сложности сделок. Работая в фирме, они получают % от заключенных договоров. Но, так как спрос на данные услуги неумолимо растет, риэлторы получают весьма неплохой ежемесячный доход. По среднестатистическим сведеньям, в месяц активный специалист может заработать до 150 тысяч руб.
- Ученые. О степени ежемесячного дохода данной профессии судить сложно, однако, научные деятели, которые стабильно вносят большой вклад в развитие своей отрасли, могут получать до 130 тысяч рублей ежемесячно.
- Государственные Федеральные служащие. По данным Федеральной службы государственной статистики, их ежемесячная заработная плата в среднем составляет 120 тысяч рублей.
- Страховщики, юристы и финансисты делят одну позицию рейтинга. В среднем их ежемесячный заработок составляет около 80-120 тысяч рублей (в крупных компаниях), в регионах же, где преобладают в основном мелкие организации, у данных специалистов есть возможность заработать 30-70 тысяч рублей.
- Шеф-повар. Начальник на «высокой кухне» ресторана, зарабатывает в среднем 75-120 тысяч рублей. Если же говорить о столичных заведениях с именитыми специалистами, то речь пойдет об окладе, вдвое превышающем среднестатистические нормы.
- Инженер. Столичные инженеры получают зарплату в размере 60-100 тысяч рублей в месяц, а вот региональные сотрудники около 30-50 тысяч рублей.
В рамках Всероссийской недели профориентации 26 ноября учащиеся 9 и 10-х классов МБОУ СШ№2 побывали на экскурсии ООО "ТИТАН". Экскурсовод в полном объеме показал и рассказал нам с ребятами весь род деятельности данного предприятия, узнали историю развития предприятия, о производимой продукции, профессиях, необходимых на производстве и уровне оплаты труда. Ребята смогли получить представление о содержании труда разных видов специальностей, занятых в производстве. Школьники убедились, что за достойными рабочими местами и заработной платой не обязательно выезжать далеко за пределы своего города, можно и здесь найти свое место в жизни. Возможно, кто-то из них в ближайшем будущем решит связать свою судьбу с данной отраслью производства. В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.
22.11.2021 обучающиеся 8-9 классов СШ №2 приняли участие в городской ярмарке в МБУ ГДК г.Гуково «Все профессии нужны, все профессии важны!». В Ярмарке приняли участие 11 профессиональных образовательных учреждений и 6 образовательных организаций высшего образования: ДонГау, институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Гуковский институт экономики и права, Учебный военный центр при Южном Федеральном Университете, Донецкий институт управления, бизнеса и права Южного университета, Новочеркасский мелиоративный институт, Каменск-Шахтинский педагогический колледж, Новочеркасский медицинский колледж, Лиховской техникум железнодорожного транспорта, Гуковская Автошкола, Пухляковский агропромышленный техникум, Гуковский строительный техникум и Гуковский филиал Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И., Новочеркасский технологический техникум-интернат для детей-инвалидов, Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, Новочеркасский геологоразведочный техникум, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта.
Стало уже традицией проводить встречи с выпускниками ныне студентами ВУЗов и Сузов, колледжей. О своей будущей профессии рассказала студентка Шахтинского медицинского колледжа Короткевич Надежда Васильевна «Почему я выбрал профессию фельдшер»? Вниманию выпускников было предоставлено видео о Шахтинском медколледже, выпускница рассказала о профессии фельдшера, ознакомила с целями и задачами в оказании первой медицинской помощи. Ребята задали все интересующие их вопросы, на которые были получены квалифицированные ответы. (участники 9,10,11 классы МБОУ СШ №2)
28.11.2021 классный час «Предотвращение. Спасение. Помощь. Таков девиз профессии МЧС России» (участники 3-4 классы МБОУ СШ №2). На классный час приглашены работники службы МЧС Щеголев Сергей Игоревич, который рассказал обучающимся о профессии спасателя службы МЧС. Ребята задали все интересующие их вопросы, на которые были получены квалифицированные ответы.
Проведение онлайн родительских собраний (памятки, консультирование выпускников и родителей (законных представителей) в выборе, самоактуализации профессиональной деятельности в соотношении его с возможностью трудоустройства.
Анализ анкетирования обучающихся МБОУ СШ №2 с 9-11 классы (педагог-психолог Макарова В.А.) /скачать/
В рамках профориентационной декады в СШ №2 классными руководителями 8-10 классов были проведены классные часы
Классный час на тему: «Экскурссия в мир профессий» (9 класс) - 23.11.2021
Классный час на тему: «Угадай профессию» (10 класс) - 24.11.2021
Ребята с 9-11 классы активно принимали участие в создании буклетов, конкурсах рисунков, тех профессий, в которых они видят себя. 1 место в школьном конкурсе "Мы выбираем профессию!" заняли обучающиеся 9 класса - Петрушова Виктория, Акуева Алина, Назаренко Алина и Медведева Мария, эти работы отправлены на городской конкурс.
Буклет "Я выбираю профессию" Малашенко Анна, 9 класс
ИНТЕРНЕТ-ПОМОЩНИК ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Выбор профессии - важный этап в жизни любого человека. Школьнику в этом выборе помогают психологи, педагоги, родители, а также современные информационные и телекоммуникационные технологии. В сети Интернет размещены ресурсы, где пользователь может познакомиться с секретами выбора профессии, с чего начать выбор профессии, какие факторы влияют на выбор профессии, как построить свою карьеру - на эти и другие вопросы ответы можно найти на сайтах.
«Учеба.ру» является крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского дома «Работа для Вас». Раздел «Профессии» включает в себя обширный выбор статей по вопросам профессионального самоопределения, описание различных сфер деятельности человека. В разделе есть перечень популярных профессий, рейтинги перспективных и востребованных профессий.
Сайт предлагает вам не только узнать, куда пойти учить