Программа развития школы ориентирована на педагогику успеха. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме. Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Цель профориентационной работы на 2021-2022 учебный год – создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
- формирование профессиональных интересов и развитие склонностей и способностей учащихся через привлечение учащихся к участию в профпробах, экскурсиях;
- информирование учащихся о потребностях в кадрах местных и городских предприятий, о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства;
- выявление профессиональных интересов и склонностей, изучение личностных особенностей и мотивов профессиональной направленности учащихся;
- организация взаимодействия и сотрудничества основного и среднего уровней общеобразовательного учреждения с учреждением профессионального образования, а также с предприятиями, организациями, учреждениями города Гуково.
Профориентационная работа в МБОУ СШ №2 строилась в соответствии с планом работы школы, региональной и муниципальной программами развития профориентационной работы с обучающимися на 2021-2022 годы, в тесном сотрудничестве с ГКУ РО ЦЗН г.Гуково, муниципальным Планом мероприятий («Дорожная карта») по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2021-2022 г.
Организация профориентационной работы в МОУ СШ№2 является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускного класса. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
Связь профориентации с жизнью.
В школе создана программа профориентационной работы с учащимися и родителями.
Профориентационная работа в школе включает три этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий. Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры. Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Обучающиеся выбирают внеурочные занятия, где могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного творчества.
На 2 этапе – 5-6-7 классы профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, встречи с интересными людьми. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Обучающиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе –8- 9-10-11 классы профориентационная работа направлена на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: работник МЧС, здравоохранения, образования.
Согласно этому на начало учебного года был представлен план профориентационной работы школы, разработанный в 4 направлениях:
- организационная работа в школе;
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с родителями (законными представителями);
- работа с учащимися.
Организационная работа в школе
С начала 2021-2022 учебного года в школе проводится организационная работа по профориентации: обновляется информация по средним профессиональным учебным заведениям, которая позволяет ознакомиться обучающимся школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий. Окончив основную образовательную программу основного общего образования обучающихся поступают в средние профессиональные образовательные учебные заведения (колледжи, техникумы), ВУЗы. Поступающим в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования:
"Есть такая профессия – Родину защищать!" Поступающим в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (8-е издание, дополненное и переработанное скачать)
Самые высокооплачиваемые профессии в России в 2024 - 2025 году
- Космонавт. Командировки на Международную космическую станцию оплачиваются очень щедро. Ежемесячный заработок во время испытаний у космонавта составляет более миллиона российских рублей.
- Капитан морского флота и воздушных судов. Оплата труда таких высококвалифицированных специалистов варьируется от 400 до 550 тысяч рублей в месяц. Основываясь на рейтинге, который был составлен Министерством труда, второй пилот на самолете получает почти в два раза меньше.
- Финансовый директор. Данная должность очень ответственна и требует большого профессионализма. В крупных компаниях финансовые директора получают около полумиллиона рублей ежемесячно.
- Технолог золотодобывающей промышленности занимает одно из лидирующих позиций рейтинга. Его заработная плата составляет около трети миллиона российских рублей в месяц. Однако с сожалением констатируем тот факт, что такая высокая зарплата у технологов исключительно данной узкой сферы. У технологов пищевой промышленности, технологов общественного питания и других технологов различных производственных отраслей, заработная плата по стране в разы меньше.
- Тренера олимпийской сборной (а так же тренера российских сборных хоккейных и футбольных команд) получают около 300 тысяч рублей ежемесячно.
- Высококвалифицированные инженеры. Например, в столице начальник строительного участка, в среднем получает около 250 тысяч рублей в месяц, а инженер — электрик до 180 тысяч рублей. Столь высокая оплата труда легко объясняется огромной ответственностью, сложными умениями и умственной нагрузкой специалистов.
- Врачи узкой направленности (стоматологи, гинекологи-эндокринологи, акушеры-гинекологи, сосудистые хирурги, специалисты в области экстракорпорального оплодотворения). Высококвалифицированные специалисты в частных клиниках могут заработать до 250 тысяч рублей.
- Аналитики в области информатики и вычислительной техники (представители IT-сферы). Данные специалисты ежемесячно зарабатывают до 200 тысяч рублей.
- Нефтяники. Профессионалы в области добычи нефти подвергаются не только умственному, но и тяжелому физическому труду. Такие недостатки в работе, как высочайшая ответственность, небезопасные условия труда и порой длительный отрыв от семьи, компенсируются высокой заработной платой, которая ежемесячно достигает 150-170 тысяч рублей;
- Специалисты в сфере недвижимости. Другими словами, риэлторы. Заработная плата у данных специалистов, как правило, зависит от количества и сложности сделок. Работая в фирме, они получают % от заключенных договоров. Но, так как спрос на данные услуги неумолимо растет, риэлторы получают весьма неплохой ежемесячный доход. По среднестатистическим сведеньям, в месяц активный специалист может заработать до 150 тысяч руб.
- Ученые. О степени ежемесячного дохода данной профессии судить сложно, однако, научные деятели, которые стабильно вносят большой вклад в развитие своей отрасли, могут получать до 130 тысяч рублей ежемесячно.
- Государственные Федеральные служащие. По данным Федеральной службы государственной статистики, их ежемесячная заработная плата в среднем составляет 120 тысяч рублей.
- Страховщики, юристы и финансисты делят одну позицию рейтинга. В среднем их ежемесячный заработок составляет около 80-120 тысяч рублей (в крупных компаниях), в регионах же, где преобладают в основном мелкие организации, у данных специалистов есть возможность заработать 30-70 тысяч рублей.
- Шеф-повар. Начальник на «высокой кухне» ресторана, зарабатывает в среднем 75-120 тысяч рублей. Если же говорить о столичных заведениях с именитыми специалистами, то речь пойдет об окладе, вдвое превышающем среднестатистические нормы.
- Инженер. Столичные инженеры получают зарплату в размере 60-100 тысяч рублей в месяц, а вот региональные сотрудники около 30-50 тысяч рублей.
В рамках Всероссийской недели профориентации 26 ноября учащиеся 9 и 10-х классов МБОУ СШ№2 побывали на экскурсии ООО "ТИТАН". Экскурсовод в полном объеме показал и рассказал нам с ребятами весь род деятельности данного предприятия, узнали историю развития предприятия, о производимой продукции, профессиях, необходимых на производстве и уровне оплаты труда. Ребята смогли получить представление о содержании труда разных видов специальностей, занятых в производстве. Школьники убедились, что за достойными рабочими местами и заработной платой не обязательно выезжать далеко за пределы своего города, можно и здесь найти свое место в жизни. Возможно, кто-то из них в ближайшем будущем решит связать свою судьбу с данной отраслью производства. В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам.
22.11.2024 обучающиеся 8-9 классов СШ №2 приняли участие в городской ярмарке в МБУ ГДК г.Гуково «Все профессии нужны, все профессии важны!». В Ярмарке приняли участие 11 профессиональных образовательных учреждений и 6 образовательных организаций высшего образования: ДонГау, институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Гуковский институт экономики и права, Учебный военный центр при Южном Федеральном Университете, Донецкий институт управления, бизнеса и права Южного университета, Новочеркасский мелиоративный институт, Каменск-Шахтинский педагогический колледж, Новочеркасский медицинский колледж, Лиховской техникум железнодорожного транспорта, Гуковская Автошкола, Пухляковский агропромышленный техникум, Гуковский строительный техникум и Гуковский филиал Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И., Новочеркасский технологический техникум-интернат для детей-инвалидов, Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления, Новочеркасский геологоразведочный техникум, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта.
Стало уже традицией проводить встречи с выпускниками ныне студентами ВУЗов и Сузов, колледжей. О своей будущей профессии рассказала студентка Шахтинского медицинского колледжа Короткевич Надежда Васильевна «Почему я выбрал профессию фельдшер»? Вниманию выпускников было предоставлено видео о Шахтинском медколледже, выпускница рассказала о профессии фельдшера, ознакомила с целями и задачами в оказании первой медицинской помощи. Ребята задали все интересующие их вопросы, на которые были получены квалифицированные ответы. (участники 9,10,11 классы МБОУ СШ №2)
28.11.2024 классный час «Предотвращение. Спасение. Помощь. Таков девиз профессии МЧС России» (участники 3-4 классы МБОУ СШ №2). На классный час приглашены работники службы МЧС Щеголев Сергей Игоревич, который рассказал обучающимся о профессии спасателя службы МЧС. Ребята задали все интересующие их вопросы, на которые были получены квалифицированные ответы.
Проведение онлайн родительских собраний (памятки, консультирование выпускников и родителей (законных представителей) в выборе, самоактуализации профессиональной деятельности в соотношении его с возможностью трудоустройства.
Анализ анкетирования обучающихся МБОУ СШ №2 с 9-11 классы (педагог-психолог Макарова В.А.) /скачать/
В рамках профориентационной декады в СШ №2 классными руководителями 8-10 классов были проведены классные часы
Классный час на тему: «Экскурсия в мир профессий» (9 класс) - 23.04.2025
Классный час на тему: «Угадай профессию» (10 класс) - 24.11.2024
Ребята с 9-11 классы активно принимали участие в создании буклетов, конкурсах рисунков, тех профессий, в которых они видят себя. 1 место в школьном конкурсе "Мы выбираем профессию!" заняли обучающиеся 9 класса - Петрушова Виктория, Акуева Алина, Назаренко Алина и Медведева Мария, эти работы отправлены на городской конкурс.
Буклет "Я выбираю профессию" Малашенко Анна, 9 класс
ИНТЕРНЕТ-ПОМОЩНИК ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Выбор профессии - важный этап в жизни любого человека. Школьнику в этом выборе помогают психологи, педагоги, родители, а также современные информационные и телекоммуникационные технологии. В сети Интернет размещены ресурсы, где пользователь может познакомиться с секретами выбора профессии, с чего начать выбор профессии, какие факторы влияют на выбор профессии, как построить свою карьеру - на эти и другие вопросы ответы можно найти на сайтах.
«Учеба.ру» является крупнейшим образовательным сайтом, который входит в структуру Издательского дома «Работа для Вас». Раздел «Профессии» включает в себя обширный выбор статей по вопросам профессионального самоопределения, описание различных сфер деятельности человека. В разделе есть перечень популярных профессий, рейтинги перспективных и востребованных профессий.
Сайт предлагает вам не только узнать, куда пойти учить