Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
- Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
- Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
- Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
- Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
- Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:
- создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
- создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
- повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
- организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.
Механизм предоставления специальных условий в МБОУ СШ № 2
Ребенок имеет право на получение специальных условий
обучения и воспитания
Обучающиеся с ОВЗ – получают медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях об условиях обучения |
Дети-инвалиды, инвалиды – имеют справку об установлении инвалидности (МСЭ), действующая на момент обучения, и ИПРА |
Ребенок проходит процедуру обследования в ЦПМПк города Гуково и получает заключение |
|
Родитель (законный представитель) предоставляет оригинал заключения ЦПМПк города Гуково и заявление руководителю ОУ. |
|
ОУ предоставляет специальные условия образования (включая групповые и коррекционные занятия) |
Нормативно-правовая документация
Федеральный закон
№ 273 ФЗ от 29.12.2012 года " Об образовании в Российской Федерации";
№ 181-ФЗ от 24.11.1995 года " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
№ 1598 от 19.12.2014 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
№ 1599 от 19.12.2014 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт НОО для обучающихся с ОВЗ
Приказ № 104 от 29.08.2024 "О создании ППк"
Положение о работе ППк МБОУ СШ №2
График заседаний психолого-педагогического консилиума МБОУ СШ №2 на 2024-2025 уч.год
Сведения о детях инвалидах, детях ОВЗ на 01.11.2024
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с ЗПР(вариант 7.2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с ТНР(вариант 5.1)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (вариант 7.2)
Рабочая программа по математике 1 класс (вариант 5.1)
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс (вариант 7.2)
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
В 2020 году 4 организации Ростовской области за счет грантов из федерального бюджета в форме субсидий оказывают услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в рамках Проекта, в том числе:
- Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ГБУ РО ЦППМ и СП), директор Чаусова Лариса Казимировна, телефон +7(863) 264-17-92, сайт http://www.ocpprik.ru/,
-Муниципальное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБУ ЦППМ и СП), директор Суханова Ольга Владимировна, телефон +7(863) 245-52-23, сайт http://cdkrostov.ru/,
-Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» (МБУ ЦППМ и СП «Гармония»), директор Беликова Наталья Константиновна, телефон +7 (8635) 22-60-16, сайт http://garmoniya.npi-tu.ru/,
-Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №1 «Глория» города Новошахтинска, заведующий Сорокина Елена Николаевна, телефон +7 (86369) 2-50-30, сайт http://gloriasad.ru/.
Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям оказывается также в 66 консультационных пунктах, которые представляют собой единую региональную систему (перечень прилагается).
Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям оказываются бесплатно.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ