ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Школа 2 город Гуково - Профилактика суицидального поведения
Суббота, 27.04.2024, 22:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Официальный сайт МБОУ СШ №2

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 166
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Профилактика суицидального поведения

    Особенности суицидального поведения детей и подростков

    Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

    Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

    Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

    Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

    • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

    • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

    • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

    • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

    Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

    Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

    Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

    Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

    • недостаток сна или повышенная сонливость; 

    • нарушение аппетита;

    • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

    • усиление чувства тревоги, печальное настроение;

    • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

    • неряшливый внешний вид;

    • усиление жалоб на физическое недомогание;

    • склонность к быстрой перемене настроения;

    • отдаление от семьи и друзей;

    • излишний риск в поступках; 

    • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

    • открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

    Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

    Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

    Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

     

    • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

    • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

    • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

    • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

    • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

    • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

    • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

    • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,

    • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,

    • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

    • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

    Рекомендации родителям:

    Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р

    Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

    Родителям можно рекомендовать:

    • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

    • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

    • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

    • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

    • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

    • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

    Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

    Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

    Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

    В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

    В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

    Оптимизация межличностных отношений в школе

    Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.

    Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

    • вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;

    • внушать им оптимизм и надежду;

    • проявлять сочувствие и понимание;
    • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

    Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

    ПРИКАЗ № 847 от 23.10.2020 "О внесении изменений в приказ минобразования Ростовской области от 12.07.2018 № 533"

    Комплексный план мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних Ростовской области, на 2021 год.

     

    Информация о возможностях получения  психологической помощи для несовершеннолетних

    № п/п

    Номер телефона

    Наименование

    телефона доверия

    Форма оказания услуг(анонимно/не анонимно)

    Вопросы, по которым может быть оказана помощь

    1

    8 800 2000 122

    Единый общероссийский телефон доверия

    анонимно

    Экстренная психологическая помощь детям, родителям.  Взаимоотношения детей и родителей, отношения детей со сверстниками, конфликтные ситуации

    2

    8 800 100 02 27

    «Ребенок в опасности»

    анонимно/не анонимно

    Разрешение трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы

    3

    8 800 7000 600

     

    Всероссийский бесплатный телефон доверия

    анонимно

    Для женщин, подвергшихся домашнему насилию

    4

    8 800 2500 015

    Линия помощи

    «Дети России Онлайн»

    анонимно

    профилактика семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей и укрепление семьи

    5

    8 863 223-41-41

    Ростовский филиал ГБУ РО «ПНД» суицидологическая служба «Телефон доверия»

    анонимно

    Профилактическая и консультативная помощь с целью предотвращения суицидальных и иных опасных действий

    6

    8 (86342) 3-89-17

    Муниципальное бюджетное учреждение

    «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

    «Доверие» Азовского района

    анонимно

    Вопросы, касающиеся несовершеннолетних

    7

    8 (863) 264-17-92,

    251-14-10

    ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

    анонимно/не анонимно

    психолого-педагогическая, медико-социальная помощь

    9

    8 (863) 264-34-44,

    253-35-77

     

    Государственное бюджетное учреждение Ростовской области центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

    анонимно

    Психолого-педагогическая помощь детям в кризисной ситуации, несовершеннолетним, склонным к потреблению алкоголя, наркотиков, токсических и одурманивающих веществ

    10

    8 (863) 237-48-48

    Молодежный телефон доверия

    анонимно

    - вопросы отношений с противоположным полом, вопросы сексуального характера, самоопределения и т.д.

    - повышение воспитательного потенциала родителей,

    - психологическая работа по вопросам улучшения взаимодействия родителей и детей

    11

    8 (863) 249-24-77

    Телефон доверия ГУ МВД России по Ростовской области

    анонимно

    Сообщение о противоправных действиях сотрудников органов внутренних дел

    12

    8 (863) 204-34-69

    Телефон доверия Управление по борьбе с наркотиками ГУ МВД РФ по Ростовской области

    анонимно

    Предупреждение распространения наркотических средств

    13

    8 800 100 02 27

    8(863) 227-01-85

    Телефон доверия следственного управления  Следственного комитета РФ по Ростовской области

    анонимно/не анонимно

    информирование людей о способах и средствах преодоления жизненных трудностей.

    Ответственный за организацию и оказание в г.Гуково психологической помощи обучающимся группы суицидального рискаМакарова Виктория Анатолиевна  - 8-905-457-90-44

    Педагог-психолог МБОУ СШ № 2 - Макарова Виктория Анатолиевна  - 8-905-457-90-44

    Уполномоченный по правам ребёнка МБОУ СШ  № 2 - Щепетнова Елена Анатолиевна - 8-903-433-69-75

     

    Информация о том, куда можно обратится за психологической помощью

    Контакты педагога-психолога МБОУ СШ № 2 – Макарова Виктория Анатолиевна, тел. – 8-905-457-90-44.

    Контакты специалиста, ответственного за организацию и оказание в территории психологической помощи обучающимся группы суицидального риска МБОУ СШ № 2: Макарова Виктория Анатолиевна, тел. 8905-457-90-44

    Контакты ближайших ППМС центров: г. Новошахтинск – Центр Успех, тел. 8-(86369)-3-22-55, 3-23-28

    г. Красный Сулин – МБУ ЦПП – тел. 8-951-495-97-39

    Государственное бюджетное учреждение Ростовской области Центр

         психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ГБУ РО ЦППМ и СП). Запись по тел. 8-(86369)-251-14-10 в будние дни с 9.00 до 17.30.

    Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122 (звонок из любой территории бесплатный, абонент попадает в службу своего региона, круглосуточно, анонимно).